Комплаенс (анг. Complaince в переводе означает согласие, соответствие) происходит от глагола to comply исполнять.

В Указе Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы» Торгово-промышленной палате Российской Федерации рекомендовано обеспечить проведение ежегодных всероссийских акций, направленных на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур комплаенса.

Комплаенс – это обеспечение соответствия деятельности организации  требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, другим обязательным для исполнения требованиям, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков нарушения законодательства и обеспечения комплексной защиты организации.

Соответственно антикоррупционный комплаенс снижает риски совершения антикоррупционных правонарушений, а также вероятность вовлечения компании, через ее сотрудников, в ситуации связанные с риском нарушения законодательства или потерей репутации.

Таким образом, комплаенс позволяет снизить вероятность того, что работники компании совершат правонарушения, а компании будут причинены убытки, тем самым обеспечивается защита бизнеса и его собственников.

Законодательная база в сфере антикоррупционного законодательства состоит из законов, подзаконных актов РФ, а также законов иностранных государств экстериториального характера.

 Общая обязанность российских компаний, разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, предусмотрена статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ. Следует отметить, что коррупция – это широкое понятие, которое включает:

  • злоупотребление служебным положение
  • дачу взятки
  • получение взятки
  • злоупотребление полномочиями

— коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Особо стоит обратить внимание, что коррупцией призанется также совершение вышеуказанных  деяний, от имени или в интересах юридического лица, что делает возможным ситуацию, когда сотрудник компании, совершит правонарушение, а ответственность возникнет для компании.

В исследовании, проведенном Советом Европы, было установлено, что 10% государственных служащих имеют «иммунитет» от искушения совершить правонарушение, 10% – готовы совершить правонарушение для получения личной выгоды при наличии возможности , а 80% – адаптируются к сложившейся системе. Следовательно, в ситуации строгого комплаенс контроля вероятность того, что 10% процентов персонала готового совершить правонарушения его совершат или склонят к совершению правонарушения персонал из 80 % будет низкой.

Ответсвенность за коррупционные правонарушения предусмотрена:

— Уголовным кодексом РФ;

— Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»;

ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пункт 7.1 статьи 31 Закона — исключает возможность участия в закупочных процедурах, если участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке  было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Так, по даным Генеральной прокуратуры РФ в 2018 г. по статье 19.28 КоАП РФ в 2018 г. в реестр попало более 370 компаний.

Среди иностранных законов с экстерриториальным действием отметим:

Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» 1977 г. (Foreign Corrupt Practices Act);

-Закон Великобритании о взяточничестве (Bribery Act 2010).

Например, по итогам расследования Министрества юстиции США и SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США) компаня МТС выплатила штрафы в размере 850 млн. долларов.[1]

Необходимо обратить внимание на Методические рекомендации Минтруда РФ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.[2] Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Так, за счет чего же компания может снизить вероятность нарушения обязательных для нее правил.

Во-первых, необходимо установить применимое к компании законодательство.

Во-вторых установить персонал входящий в группу риска, иными словами тех сотрудников, которые наиболее вероятно могут допустить нарушения.

Следующий шаг, идентификация конкретных рисков несоответствия законодательству, которые могут возникнуть в каждом бизнес-подразделении или сфере деятельности.

После идентификации рисков необходимо установить контрольные точки. Управление каждым риском осуществляется по определенным контрольным точкам. Контрольные точки подкрепляются установлением поведенческого и процедурного контроля. Процедурные механизмы охватывают и смягчают зоны высокого риска в операционной среде предприятия, а поведенческие механизмы усиливают политику компании по управлению этими рисками.

Кроме, того необходимо обеспечить надлежащаю документацию – все усилия по обеспечению соответствия должным образом задокументированы, что гарантирует возможность их подтверждения в случае нарушения.

Безусловно фундаментальной частью комплаенс программы является процес обучения и тестирования.

Лидеры мирового рынка реализуют программы комплаенса. В Европейских странах наличие комплаенса –  необходимое условие для начала сотрудничества, которое связано действием вышеуказанных Foreign Corrupt Practices Act и Bribery Act 2010 и нежеланием компаний подвергаться рискам из-за действий своих контрагентов, т.к. согласно указанным законам компании отвечают не только за свои действия, но и за действия связанных с ними лиц.

В России в некоторых организациях уже существует комплаенс и они уже используют преимущества, связанные с его внедрением. Другим организациям еще предстоит пройти этот путь.

Конечно, изменение никогда не бывает легким, но у организаций, либо в результате их собственных действий, либо просто в результате изменения во времени, нет другого выбора, кроме как успешно пройти этот путь.


[1] https://www.gazeta.ru/tech/2019/03/07_a_12228973.shtml

[2] https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015/0

На главную