Экономическая сила кроется в цифровых технологиях, которые нельзя просто так игнорировать. Так, крупнейшая в мире компания такси Uber не является собственником транспортных средств, самый популярный в мире медийный собственник Facebook не создает контента, самый дорогостоящий розничный продавец Alibaba не имеет товарного запаса, крупнейший в мире поставщик услуг по временному проживанию Airbnb не является владельцем недвижимости.[1] Таким образом, цифровизация бизнес-процессов является  системообразующей точкой роста бизнеса и фармацевтический бизнес не является исключением.

В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» заявлено, что эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред. Полагаем, что развитие комплаенс-платформ вписывается в перспективное развитие экономики. Тем более что в условиях глобальной цифровизации необходимы надлежащие средства обеспечения стабильности бизнеса. Условно нельзя обеспечить соответствие бизнеса наличием «бумажных» процедур в то время как все процедуры становятся цифровыми.

Главной темой 2018 года стало «цифровое будущее» фармацевтической отрасли, что объясняется ростом рынка онлайн-заказов лекарственных препаратов, который только за 2018 г. составил более 40%,[2] а также тенденцией автоматизации контроля (надзора) в сфере здравоохранения. Например, в 85 субъектах РФ к 2022 году будет реализована система автоматизированного управления льготным лекарственным обеспечением.

С точки зрения нормативного регулирования фармацевтическая сфера остается одной из самых сложных. По данным ФАС России фармацевтика в 2018 году вышла на первое место по количеству картельных сговоров среди всех сфер экономической деятельности в стране.[3] В связи с этим был разработан законопроект об ужесточении наказания за картельные соглашения, в частности, лишение свободы станет возможным на срок до 8 лет, а лишение права заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет.[4]

В 2019 году фармацевтическая сфера также останется высоко конкурентной. Так, в 2018 году на российском фармацевтическом рынке присутствовало свыше 1 120 игроков. При этом на ТОП-20 фирм приходится 54,3% стоимостного объёма продаж. Высоко конкурентная среда в сочетании со значительным рынком государственных закупок лекарственных средств (занимает около 31% объёма рынка лекарств,[5]) накладывают на компанию дополнительные антимонопольные риски.

По статистическим данным за 2017 г. судами с директоров в пользу компаний было взыскано 149,6 млрд руб. за нарушение ст. 51.3 ГК РФ — обязанности действовать от имени юридического лица добросовестно и разумно.

Более 370 компаний попали в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Итогом такого правонарушения, в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», является ограничение участия в государственных закупках на срок 2 года.

В 2018 г. крупное антимонопольное дело было возбуждено по заявлению активистов проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» в отношении компаний «ФАРМ СКД» и ОАО «НОВОФАРМ», которые  за заключение антиконкурентного соглашения были оштрафованы на 85 291 842,88  рублей. Несколько лет назад за заключение антиконкурентного соглашения ЗАО «Роста» и ОАО «Фармстандарт» были оштрафованы на 400 000 000 руб.

В 2018 году ФАС России направлено в правоохранительные органы 148 заявлений и сообщений о преступлениях, из них 81 – по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (Ограничение конкуренции).

По результатам их рассмотрения правоохранительными органами возбуждено 34 уголовных дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, из них по статье 178 УК РФ  – 15 дел.

Например, ГСУ ГУ МВД России по Новосибирской области расследуется уголовное дело по части 2 статьи 178 УК РФ по факту заключения и реализации ООО «Компания Фито» и ООО «Терра» сговора на торгах при участии в 437 аукционах по поставке лекарственных средств и медицинских изделий для нужд ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. Академика Мешалкина», в результате чего общества извлекли доход в особо крупном размере на сумму более 576 млн рублей.[6]

В Томске Следственный комитет России расследует картельный сговор в медицине. В деле фигурируют компании ООО ЦДМ, ООО «Оптима», ООО «Мед-Альянс», ООО «Интер-Мед», ООО ТИС и ООО МК ТИС. Согласно выводам УФАС, для создания видимости конкурентной борьбы участники торгов допускали снижение максимальной стоимости контракта на величину от 0,5% до 2,9%. «Формальные конкуренты уступали победу в торгах друг другу по максимально возможной цене». При это в аукционах, в которых участвовали другие фирмы, удавалось существенно сбить цену контракта — от 9% до 64%. Поставщики фактически работали по одному адресу и использовали единую инфраструктуру, что позволяло им «согласовывать совместное поведение и участие в торгах». В своем заключении проверяющие отметили, что руководители ООО «Оптима», ООО «Мед-Альянс», ООО «Интер-Мед» являлись одновременно работниками ООО ТИС, ООО МК ТИС либо бывшими сотрудниками этих предприятий. «Между организациями, а также их руководителями систематически заключались беспроцентные договоры займов (установлено 45 таких соглашений на сумму более 146 млн руб.). По мнению УФАС заключение беспроцентных договоров займов между конкурентами противоречит принципам разумной деловой цели предпринимательской деятельности, является нетипичным с точки зрения делового оборота».[7]

Федеральной антимонопольной службой РФ совместно с Росфинмониторингом проводится масштабная работа по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений. В настоящий момент на рассмотрении в ФАС России и ее территориальных органах находится более 130 материалов, переданных Росфинмониторингом.[8]

В условиях сложного нормативного регулирования и значительного количества игроков на фармацевтическом рынке комплаенс позволяет участникам рынка повысить свои шансы избежать нарушений всех видов правил, применимых к их деятельности, включая правила конкуренции. Кроме того, наличие комплаенса является само собой разумеющимся условием работы с крупными иностранными компаниями топового уровня: Sanofi, Novartis, Bayer и другими.

Слово «комплаенс» (анг. Complaince в переводе означает согласие, соответствие) происходит от глагола to comply  — исполнять. Цифровой комплаенс позволяет создать систему по идентификации, оценке и снижению риска совершения правонарушений и выявлению возможных неправомерных действий сотрудников. В результате внедрения комплаенса компания обеспечит соответствие своей деятельности внутренним и внешним предписаниям, а также усилит свою инвестиционную привлекательность.

Некоторые виды рисков несоблюдения конкурентного права:

  • Картельные соглашения,
  • Некорректное определение цены (ценообразование),
  • Вовлечение в нечестное предложение цены (например, ценообразование в государственных закупках),
  • Ситуации, распределения клиентов или рынков,
  • Злоупотребления доминирующим положением,
  • Несоблюдения запретов на ведение недобросовестной конкуренции.

Риски нарушения конкурентного законодательства возрастают, если:

  • вы осуществляете свою деятельность на рынке, где имели случаи расследования нарушений со стороны картелей или судебных исков в отношении картелей,
  • вы взаимодействуете с поставщиками на условиях эксклюзивных договоренностей,
  • вы работаете в партнерстве со своими конкурентами, например, в совместных предприятиях,
  • ваши клиенты являются также и вашими конкурентами,
  • у вас есть сотрудники, которые общаются с сотрудниками ваших конкурентов,
  • у ваших сотрудников имеется доступ к конфиденциальной информации о ценах вашего конкурента, структуре затрат или бизнес-планах.

Ситуация в области соответствия усложняется тем, что постепенно в экономике происходят процессы цифровизации, что вынуждает компании либо идти в ногу со временем и использовать цифровые технологии в сфере комплаенс, либо использовать привычные, но менее эффективные инструменты.

Между тем цифровые решения в сфере комплаенс имеют ряд преимуществ, которые достигаются за счет автоматизации систем выявления рисков, автоматизации процессов обучения, учета и контроля его эффективности.

В нескольких проектах компания Compliance Management уже разработала цифровые решения в сфере комплаенс, которые успешно защищают компании от рисков несоблюдения законодательства.

Ключевые элементы цифровой комплаенс системы состоят в следующем:

Оценке рисков – компания активно идентифицирует свои риски несоответствия законодательству и регулярно проводит их переоценку при развитии новых направлений или видов деятельности. Проводится изучение конкретных рисков несоответствия законодательству, которые могут возникнуть в каждом бизнес-подразделении или сфере деятельности.

Контрольных точках – управление каждым риском осуществляется по определенным контрольным точкам. Контрольные точки подкрепляются установлением поведенческого и процедурного контроля. Процедурные механизмы охватывают и смягчают зоны высокого риска в операционной среде предприятия, а поведенческие механизмы усиливают политику компании по управлению этими рисками

Надлежащей документации – все усилия по обеспечению соответствия должным образом задокументированы, что гарантирует возможность их подтверждения в случае нарушения

Подотчетность – применяется для управления каждым элементом системы соблюдения законодательных требований.

Постоянное улучшение – цифровые технологии позволяют компании оценивать свои результаты и подходы, чтобы убедиться, что они соответствуют ее деятельности.

Выбор о внедрении цифровых решений в сфере комплаенс, позволяющих максимально обезопасить бизнес, остается выбором компаний, но игнорировать цифровые технологии и их возможности уже нельзя. Compliance Management успешно реализовывает цифровые решения в сфере комплаенс, которые обеспечивают правовую безопасность как крупных компаний, так и компаний из числа среднего и мелкого бизнеса.


[1] https://fas.gov.ru/documents/685117

[2] https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2018_DSM.pdf

[3] https://fas.gov.ru/publications/17482

[4] https://regulation.gov.ru/projects#departments=41&searchType=1&npa=74514

[5] https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2018_DSM.pdf

[6] ttps://fas.gov.ru/documents/685117

[7] https://fas.gov.ru/publications/18624

[8] https://fas.gov.ru/documents/685117

На главную