В мировой экономике происходят структурные изменения, характеризующиеся тем, что богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста, а один из главных факторов мирового экономического роста становятся цифровые преобразования[1]

Именно поэтому на современном этапе экономического развития вопросы состояния конкуренции приобретают все большее, если не ключевое значение

По данным ФАС России, внутренними угрозами российской экономике, а, следовательно, и угрозами для бизнеса являются:[2]

1.         Картелизация экономики.

2.         Системные проблемы законодательства о закупках и обязательных торгах.

3.         Несовершенство нормативной системы тарифного регулирования.

4.         Нарушение конкуренции со стороны органов власти.

Так, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, опрос представителей бизнеса в 2019 г. показал, что 42% респондентов считают, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами, что несколько выше оценки за 2017 и 2018 годы (40%). Лишь 2% заявили, что действия органов власти оказывают положительное влияние на российский бизнес. Основными причинами снижения числа конкурентов, по мнению респондентов, стали антиконкурентные действия органов власти (на это указали 46% респондентов, отметивших сокращение числа конкурентов) [3]

Антиконкурентные соглашения — широко распространены в сфере государственных закупок, закупок компаний с государственным участием и закупок в сфере государственного оборонного заказа. Практически треть антиконкурентных соглашений связана с ограничением конкуренции в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог (29%). На втором месте находится рынок лекарственных препаратов – 16%.

Самой распространенной формой нарушения являются картели на торгах и антиконкуретные соглашения между заказчиком и участниками торгов. Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц, совершение государственными служащими преступлений (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и др.) с целью сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений. Так, в 2018 году антимонопольными органами возбуждено 300 дел о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что на 32% больше, чем в прошлом году (204 дела).

В целях усиления работы по выявлению и пресечению деятельности картелей ФАС России разработаны законопроекты, направленные на эффективное противодействие картелям, а также ужесточение уголовной и административной ответственности за их участие.

В Указе Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти, а высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять до 1 марта 2019 г. меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 N 2258-р утверждены «Методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

Приказом ФАС России от 05.02.2019 N 133/19 была утверждена «методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса»

В «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг.» отмечена необходимость совершенствования институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, в частности, ФАС России ставит цель разработать и внедрить на законодательном уровне нормы, стимулирующие внедрение систем комплайнса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков.

Одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса — системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.

Целью антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности антимонопольного нарушения посредством уменьшения риска самоусмотрения и некомпетентности исполнителя и, как следствие, риска антимонопольных санкций. Кроме того наличие комплаенс системы является само собой разумеющимся в странах Европы и США соответственно для сотрудничества с такими компаниями также необходимо иметь соответствующую систему.

Значительной проблемой в сфере конкурентных правил является тот факт, что предприятия, руководители и сотрудники не знают о том, что они нарушают правила конкуренции. В этом свете приобретает актуальность работа по повышению уровня знаний персонала, находящегося в группе риска нарушений антимонопольного права.

Комплаенс представляет собой, как правило, корпоративную программу по соблюдению антимонопольного законодательства, которая может включать (в различном сочетании) инструменты, применение которых обуславливается спецификой организации[4]:

Безусловно, что принятие мер по предоставлению информации и обучению, а также по повышению осведомленности в отношении антимонопольных правил, может помочь компаниям снизить риск нарушений, связанных с недостаточной осведомленностью или пониманием этих правил их менеджерами, руководителями и другими сотрудниками. Объединение мер по обучению с системами надзора, контроля и наказания может повысить эффективность этих усилий и может также способствовать обнаружению потенциальных нарушений

Таким образом, комплаенс преследует две важные цели: во-первых, они позволяют руководителям и сотрудникам предприятия быть осведомленными о правилах конкуренции, что позволяет избежать принятия решений и действий, которые могут привести к нарушению правил о конкуренции. Во-вторых, они позволяет выявить вовлечение сотрудников в неконкурентные действия или практики и прекратить их.

Цифровые решения в сфере комплаенс позволяют на автоматизированной основе выстроить ключевые элементы цифровой комплаенс системы:

Оценку рисков – компания активно идентифицирует свои риски несоответствия законодательству и регулярно проводит их переоценку при развитии новых направлений или видов деятельности. Проводится изучение конкретных рисков несоответствия законодательству, которые могут возникнуть в каждом бизнес-подразделении или сфере деятельности.

Контрольные точки – управление каждым риском осуществляется по определенным контрольным точкам. Контрольные точки подкрепляются установлением поведенческого и процедурного контроля. Процедурные механизмы охватывают и смягчают зоны высокого риска в операционной среде предприятия, а поведенческие механизмы усиливают политику компании по управлению этими рисками

Надлежащая документация – все усилия по обеспечению соответствия должным образом задокументированы, что гарантирует возможность их подтверждения в случае нарушения

Подотчетность – применяется для управления каждым элементом системы соблюдения законодательных требований.

Постоянное улучшение – цифровые технологии позволяют компании оценивать свои результаты и подходы, чтобы убедиться, что они соответствуют ее деятельности.

Существует мнение, что антиконкурентные соглашениям могут просчитываться компаниями на основе схемы соотношения риска и прибыли, иными словами возможной санкцией и возможной прибылью. Чем ниже первая и выше вторая, тем более высокая вероятность заключения антиконкурентного соглашения. В любом случае риски необходимо просчитывать и предотвращать в чем и могут эффективно помочь цифровые технологии.

Compliance Management успешно реализовывает цифровые решения в сфере комплаенс, которые обеспечивают правовую безопасность как крупных компаний, так и компаний из числа малого и среднего бизнеса.


[1] Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в РФ

[2] https://fas.gov.ru/documents/685117

[3] http://ac.gov.ru/files/publication/a/21420.pdf

[4] http://ac.gov.ru/files/publication/a/7838.pdf

На главную