Целевая группа по финансовым мероприятиям (ФАТФ) была создана в июле 1989 года на саммите Группы семи (G-7) в Париже, первоначально для изучения и разработки мер по борьбе с отмыванием денег.

В октябре 2001 года ФАТФ расширила свой мандат, включив усилия по борьбе с финансированием терроризма в дополнение к отмыванию денег. В апреле 2012 года он добавил усилия по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Целями ФАТФ являются установление стандартов и содействие эффективному осуществлению правовых, нормативных и оперативных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и другими связанными с этим угрозами целостности международной финансовой системы. Начиная с собственных членов, ФАТФ следит за прогрессом стран в реализации Рекомендаций ФАТФ; рассматривает методы и меры противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма; и способствует принятию и выполнению Рекомендаций ФАТФ во всем мире.

В настоящее время в состав FATF входят 37 юрисдикций и 2 региональные организации, представляющие большинство крупных финансовых центров во всех частях земного шара. Российская Федерация является членом ФАТВ с 2003 г.

ПОД/ФТ — Противодействие отмыванию денег/ финансированию терроризма. В Российской Федерации действует ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,  в котором содержатся ряд понятий.

Так, под доходами, полученными преступным путем понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

В январе 2014 года Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) опубликовал руководство под названием «Рациональное управление рисками, связанными с отмыванием денег и финансированием терроризма», в котором содержится ряд руководящих указаний, описывающих, каким образом банкам следует включить вопросы управления рисками, связанными с отмыванием денег и финансированием терроризма, в свою общую систему управления рисками.

Базельский комитет по банковскому надзору в руководстве «Принципы корпоративного управления для банков» заметил, что независимая комплаенс-служба является ключевым компонентом линии обороны банка. Помимо прочего, комплаенс-служба отвечает за обеспечение деятельности банка в строгом соответствии с действующим законодательством, регулированием и внутренними документами.

Таким образом, деятельность по ПОД/ФТ непосредственносвязана с управлением рисками и комплаенсом.

РОП — Риск-ориентированный подход является центральным элементом для эффективного выполнения пересмотренных Рекомендациям ФАТФ по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

РОП в области ПОД/ФТ подразумевает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения будут выявлять, оценивать и осознавать риски ОД/ФТ[1], которым они подвержены, и принимать меры по ПОД/ФТ, соразмерные таким рискам, для их эффективного снижения.

Кроме того, РОП позволяет применять более гибкий набор мер для более эффективного направления ресурсов и принятия превентивных мер, соответствующих характеру рисков, с целью наиболее эффективного сосредоточения своих усилий. Оценка рисков ОД/ФТ подразумевает, что необходимо определить какое воздействие оказывают на банки  выявленные ими угрозы ОД/ФТ. Она должны проанализировать полученную информацию для понимания вероятности возникновения рисков и воздействие этого на отдельные банки, банковский сектор и, возможно, на всю национальную экономику и системные финансовые учреждения при возникновении таких рисков. По результатам оценки, риски ОД/ФТ часто подразделяются на категории: низкие, средние и высокие, с возможным делением на подкатегории (умеренно высокие, умеренно низкие и т.д.). Такая классификация предназначена для содействия в понимании рисков ОД/ФТ и в определении «приоритетных» рисков. Таким образом, оценка рисков ОД/ФТ не ограничивается простым сбором количественной и качественной информации: она создаёт основу для эффективного снижения рисков ОД/ФТ и для того, чтобы оставаться актуальной, должна регулярно обновляться.

ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом должны осуществлять внутренний контроль с целью выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Таким образом, РОП подразумевает принятие усиленных мер для управления и нивелирования ситуаций и обстоятельств, представляющих повышенный риск ОД/ФТ, а в ситуациях, представляющих низкий риск, могут делаться исключения или приниматься упрощённые меры.


[1] ОД- отмывание денег, ФТ- финансирование терроризма.

На главную