В последние время активно стал использоваться новый термин «комплаенс» (от англ. compliance – согласие, уступчивость, послушание; происходит от глагола to comply – слушаться, подчиняться, соответствовать) для обозначения соответствия определенным нормам, стандартам.

Таким образом, комплаенс – это меры по обеспечению соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским, зарубежным законодательством, и другим обязательными для исполнения регулирующими документами.

Почему используется понятие комплаенс, а не более понятный русскоязычному человеку термин меры соответствия? Если видоизменить вышеуказанное определение, указав, что система соответствия – это деятельности организации в соответствии с требованиями, налагаемыми на нее российским, зарубежным законодательством и другими обязательными для исполнения регулирующими документами, сущность определения комплаенса не изменится, так как и в первом, и во втором случае целью будет являться недопущение нарушений закона со стороны компании.

Понятие комплаенс используется по той причине, что сама идея о том, что организации должны предпринимать превентивные меры по недопущению нарушения законодательных правил, возникла и активно развивалась в США, Европейском союзе и Великобритании. Именно поэтому международным понятием обозначающим соответствие деятельности организации требованиям закона и стал комплаенс.

Резюмируя изложенное отметим, что программа комплаенса – это программа, разработанная для предотвращения и выявления преступного поведения и рисков нарушения законодательства. Причем в некоторых странах, например в США, используется термин программы комплаенса и этики, в других странах, например во Франции, используется понятие программа по соблюдению законодательства, под которой понимаются инструменты, позволяющие участникам рынка повысить свои шансы избежать нарушений всех видов правил, применимых к их деятельности, включая правила конкуренции. Но, как мы видим цели программ по соблюдению законодательства и программ комплаенса пересекаются в части недопущение нарушения законодательства.

В проекте ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).

Подводя итого, скажем, что говоря простым языком и не углубляясь в различные подходы, система внутреннего обеспечения соответствия требованиям законодательства – это и есть комплаенс.

На главную