Предпосылки принятия законов

В результате расследований SEC (Комиссия по ценным бумагам США) в середине 1970-х годов более 400 американских компаний признались в сомнительных или незаконных платежах на сумму, превышающую 300 млн. долл., иностранным чиновникам, политикам и политическим партиям. Были выявлены нарушения разного рода — начиная от подкупа высокопоставленных чиновников с целью добиться того или иного благоприятного решения иностранного правительства и заканчивая так называемыми способствующими платежами, которые были якобы предназначены для того, чтобы удостовериться, что государственные функционеры выполнят определенные административные или канцелярские обязанности. Конгресс США ввел в силу FCPA, чтобы покончить с взятками иностранным чиновникам и восстановить общественное доверие к американской системе ведения дел.

Положения  FCPA распространяются на коррупционные  действия в отношении иностранных должностных лиц

Лица и фирмы могут быть наказаны также в случае, если они приказали, уполномочили или способствовали кому бы то ни было нарушить положения о взяточничестве или если они вступили в сговор с целью их нарушить. (формальный состав преступления).

FCPA  Имеет экстерриториальный характер – под его действие подпадают не только компании зарегистрированные на территории США, но и иностранные компании, акции которых зарегистрированы на американских биржах

FCPA применяется как в отношении юридических лиц, так и физических лиц, в частности сотрудников компаний, третьих лиц, представляющих интересы компании

FCPA распространяется на три категории субъектов:

ЭМИТЕНТОВ, имеющих ценные бумаги или представляющие отчетность в соответствии с Законом США о ценных бумагах и биржах от 1934 г., в том числе любых должностных лиц, директоров, работников или представителей такого эмитента или акционера, действующего от имени эмитента

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ предприятия США, за исключением эмитентов, и на должностных лиц, директоров, работников или представителей такого отечественного предприятия или акционера, действующего от имени отечественного предприятия

ИНЫХ ЛИЦ, за исключением эмитентов и отечественных предприятий, в том числе должностных лиц, директоров, работников или представителей такого лица или акционера, выступающего от имени такого лица, при нахождении на территории США.

Основные понятия

Платеж — FCPA запрещает платить, предлагать, обещать оплатить (или разрешить оплатить,) деньги или еще что-либо, имеющее ценность, а также быть осведомленным, что платеж будет предложен иностранному должностному лицу.

Под взяткой FCPA понимает любое действие, совершенное лично или через посредника, в поддержку выплаты, предложение или санкции на выплату денег или любого предмета, имеющего ценность, которая осуществляется с целью побудить иностранное должностное лицо к какому-либо действию в интересах конкретного лица

Получатель — запрет распространяется только на коррупционные выплаты иностранному чиновнику, иностранной политической партии или ее представителю, или любому кандидату на политический пост иностранного государства. Термин «иностранный чиновник» подразумевает любого чиновника или служащего иностранного государства, международной общественной организации, а также любой отдел или агентство вышеуказанных структур, или любое лицо, наделенное официальными правомочиями.

Проверка целей деятельности — FCPA запрещает платежи для оказания помощи фирме для получения или сохранения бизнеса любым человеком. Министерство юстиции США толкует «получение или сохранение бизнеса» широко, так что это понятие гораздо шире, чем просто вознаграждение или возобновление контракта.

FCPA запрещает коррупционные выплаты через посредников. Незаконным является платеж третьей стороне, если известно, что весь платеж или его часть будет направлена напрямую или косвенно иностранному чиновнику. Термин «известно» включает сознательное пренебрежение или преднамеренное игнорирование.

Деяние, наказуемое по FCPA, может быть совершено по неосторожности или легкомыслию ( лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия

Для того чтобы избежать юридической ответственности за незаконные платежи третьей стороне, компании должны проявлять должное усердие и предпринимать все необходимые меры предосторожности, чтобы удостовериться, что они вступили в деловые отношения с подходящими партнерами и агентами с хорошей репутацией. Такое должное усердие может означать проверку потенциальных иностранных представителей и партнеров по совместному предприятию, чтобы определить, являются ли они правомочными, есть ли у них личные или профессиональные связи с правительством, численность и репутацию их клиентов и их собственную репутацию.

Пример ответственности FCPA в России

Обвинения к Teva были предъявлены в рамках закона США о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA). По данным SEC (комиссия по ценным бумагам), фармацевтическая компания платила взятки чиновникам в России, Мексике и на Украине за то, чтобы получить разрешения на продажу лекарств и выгодные заказы. Как пишет SEC, в России Teva платила взятки некоему высокопоставленному чиновнику, владельцу дистрибуторской компании, за помощь в организации участия препарата «Копаксон» в государственной программе закупки лекарств.

Сотрудники компании совершали и одобряли платежи наличными, а также осуществляли передачу других ценностей государственным чиновникам (включая врачей государственных клиник) в целях ненадлежащего оказания влияния в отношении одобрения рекомендуемых назначений, кроме того аналогичные платежи совершались сотрудникам таможенных служб.В России сотрудники компании с коррупционными целями  оплачивали поездки за рубеж на конференции врачам государственных больниц, в обмен на то, что врачи выписывали препараты именно этой компании.  Компания также напрямую платила взятки ответственным сотрудникам государственных клиник.

Лица, участвовавшие в деле: менеджеры по продажам, консультанты, сотрудники дочерних компаний.

На главную